«Учитель учится всю жизнь»
К.Д. Ушинский
В апреле десять педагогов ЦДТ Советского района прошли курсы повышения квалификации по теме «Система воспитательной деятельности педагога УДОД в условиях реализации Стратегии развития воспитания в РФ». 8 мая состоялось итоговое занятие, где были подведены итоги и представлены презентации творческих работ обучающихся.
В переводе с греческого педагог – ведущий ребенка. Педагог не только передаёт знания и умения, он излучает человеческое тепло, взращивает человеческие чувства, сеет семя добра в душах и сердцах своих воспитанников. Личность учителя оказывает колоссальное влияние на развитие и рост учеников. О важности этой профессии много написано и сказано. «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние…» (Г. Адамс). «…учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать…» (У. Черчилль).
Стремясь к совершенству, педагоги постоянно учатся сами. С целью повышения квалификации на базе учебного отделения «Академическая» ЦДТ была сформирована группа педагогов Центра. В нее также вошли учителя школы № 165. Занятия в рамках курсов проводили преподаватели кафедры педагогики и психологии ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, практикующие специалисты: заведующая кафедрой Н. Н. Малахова, к.п.н., старшие преподаватели кафедры – к.п.н. Л. В. Черникова и Э. Л. Ликсонова.
На занятиях обучающиеся обсудили воспитательный профессионализм педагога в современном социокультурном контексте, психологическую грамотность современного ПДО, формы взаимодействия с родителями, а также психолого-педагогическую диагностику образовательного процесса. Кроме того, слушатели курсов приняли участие в работе стажерской площадки«Создание игровой среды – возможности для саморазвития». 8 мая были подведены итоги обучения в форме презентаций зачётных творческих работ. В рамках самостоятельной работы педагогам было предложено ознакомиться с текстом Стратегии развития воспитания в РФ и описать любое воспитательное мероприятие или модель выпускника согласно соответствию приоритетам и задачам, ценностям, выделенным в Стратегии.
Педагоги рассказали о своем опыте, приемах, методах и формах воспитательной деятельности, реализуемых с целью формирования развитой личности воспитанников. Это и участие в конкурсах, и организация социокультурных мероприятий, экскурсий и прогулок, соревнований, а также участие в значимых акциях и проектах и многое другое. Подводя итоги курсов повышения квалификации, педагоги говорили о своей роли в развитии культурных семейных ценностей, о формировании грамотной речи, приобщении к культурному наследию, трудовоми интеллектуальном воспитании.
В процессе реализации своих образовательных программ педагоги Центра прививают профессиональные знания, навыки и умения, а также развивают личностные качества своих воспитанников. Дети учатся быть целеустремленными, терпеливыми, аккуратными, добрыми, честными, патриотичными, творчески мыслить, развивается их эстетический вкус и прививается интерес к здоровому образу жизни, формируется психологическая готовность к профессиональному самоопределению. В процессе общения с педагогом они эмоционально растут, приобретают адекватную самооценку, учатся уважать чужой труд.
Выступления всех педагогов были яркими. Каждый из них глубоко заинтересован в развитии воспитанников, любит свою профессию и учеников.«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель» (Л. Толстой). Их стремления сосредоточены не только на том, чтобы научить ребенка, но и помочь ему осмыслить жизнь, осознать истинные потребности, найти свое место в мире. Они делают это по-разному: кто-то прививает любовь к труду, другой готовит к профессии геолога, третий учит созидать красоту, четвертый формирует музыкальный вкус, пятый учит искусству выражения себя в танце. Все педагоги разносторонние, творческие люди.
Курсы повышения квалификации завершились вручением сертификатов. Педагоги выразили благодарность лекторам за профессионализм, интересный материал, возможность повысить свою психологическую компетенцию, создание дружеской и продуктивной рабочей атмосферы в учебной группе. Многие отметили удобство прохождения курсов на рабочем месте, без необходимости длительных поездок в центр города. Педагоги выразили готовность к дальнейшему обучению в таком формате и желание пройти подобные курсы через три года.
Информационная справка:
С середины XIX века воспитание стало одной из функций государства, для реализации которой оно вырабатывало определенную политику с целью формирования человека, соответствующего государственному и общественному строю. С этого времени можно говорить о создании государственной системы воспитания, в основе которой лежат законодательные акты. В нашей стране такая система базируется на законах об образовании, ФГОСах, образовательных программах различных видов. 29 мая 2015 года Распоряжением Правительства РФ утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Этим документом определяется приоритетная задача России в сфере воспитания детей – развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Реализацией поставленной задачи занимаются воспитательные организации на всех уровнях, начиная с детских садов и школ и заканчивая центрами детского развития. В системе дополнительного образования каждый ребенок проходит индивидуальный образовательный путь. Оттолкнувшись от своих способностей и потребности в познании и творческой самореализации, он может максимально раскрыть себя, определиться профессионально, социально и личностно. Педагог в данном случае выступает своеобразным катализатором процесса. Его задачей становится обеспечение условий для развития творческих способностей детей, раскрытия их личностных качеств, формирования адекватной самооценки, осознанного выбора профессии в будущем. Таким образом, миссия педагога дополнительного образования - воспитание высоконравственной личности, которая способна легко адаптироваться в современном мире, реализовать свой потенциал и быть достойным гражданином государства.
Дарья Брызгалова, методист ЦДТ Советского района