Миссия педагога – раскрывать для детей красоту простых вещей, вдохновлять и пробуждать таланты. Чтобы менять мир к лучшему, наполнять жизнь смыслом и радостью, он сначала должен сам наполниться светом и гармонией. Только из полного сосуда можно напоить путников. Внутреннее состояние педагога, его душевное равновесие – важный фактор воспитательного процесса. Психологическое и физическое здоровье – единство с собой и окружающим миром. Путь к гармонии внутреннего и внешнего начинается с умения слышать себя, найти в себе искру творца, вырастить способность преображать мир вокруг.
24 октября в НИПКиПРО в рамках «Школы профессионального роста ПДО» состоялся оригинальный и интересный мастер-класс «Психологическое сопровождение образовательного процесса в УДО». Его провела педагог-психолог ЦДТ Советского района Харьковская Валентина Владимировна. Она использует в своей практике элементы кинезиологии, арт-терапии, Орф-педагогики, гуманной педагогики, рисования и народной культуры. Психолог провела сотни семинаров, тренингов, стажёрских площадок, тематических занятий. Богатым опытом профессиональной деятельности Валентина Владимировна поделилась с педагогами дополнительного образования города Новосибирска и Новосибирской области.
Путь к здоровью начинается с гимнастики. Педагоги под руководством ведущей мастер-класса с интересом и воодушевлением выполнили серию кинезиологичеких упражнений, составленных на основе «Гимнастики Мозга» американского доктора Пола Деннисона. Система быстрых простых специфичных движений со стороны напоминала замедленный танец: с улыбками на лицах под руководством опытного «хореографа» педагоги познавали исцеляющую силу расслабленных движений. Не хватало только музыки.
Во второй части семинара участники превратились во вдохновенных художников: рисовали с закрытыми глазами свои портреты ручками и простыми карандашами, а затем опробовали элементы терапии рисования форм (Петер Бюхи). Она направлена на развитие и укрепление чувств и основополагающих качеств: способности восприятия и концентрации, чувства гармонии, силы формообразования и — как следствие — живого мышления. Процесс рисования оказался очень увлекательным. При этом Валентина Владимировна призывала участников мастер-класса «идти за собой», соединяя дыхание и движение рук. Энергия и внутренняя гармония творца проснулась в каждом педагоге.
В третьей части практического занятия наступила очередь прикладного искусства. Валентина Владимировна рассказала о народной традиции создания кукол-подорожниц – маленьких хранительниц, оберегающих в пути, напоминающих о близких и о родном доме. И педагоги приступили к работе. Через волшебство плавных движений рук тепло и внутреннее состояние каждого человека передавалось его изделию. Участников мастер-класса поглотил созидательный процесс, почувствовать себя кукольных дел мастером стало интересно даже мужчинам.
Опыт Харьковской В. В. – тонкий сплав строгости теорий психологии и буйства творческой фантазии, гармония традиций и инноваций, сочетание стабильности знаний и новаторского поиска. «Включённое» состояние внутреннего творца даёт психологу возможность эффективно организовать сопровождение образовательного процесса: подарить ресурс педагогам, зажечь понимание в родителях, помочь детям, сделать этот мир лучше.
По окончании мастер-класса педагоги поблагодарили ведущую за готовность делиться ценным опытом, за возможность увидеть и понять для себя что-то новое, пожелали удачи, творческих успехов и достижений. Многие отметили, что собираются применять полученные знания в своей работе.
Дарья Брызгалова, методист ЦДТ Советского района