Микромир – Вселенная, недоступная невооруженному глазу человека. Обычная моль выглядит царицей в золотой мантии, подсвеченной под микроскопом и увеличенная в 20 раз (?)! Возможность заглянуть в окуляр микроскопа, увидеть клетки, по которым движутся соки растений или наблюдать процессы в одноклеточных живых организмах, изучить их с кандидатом биологических наук Татьяной Владимировной Полубояровой – такие замечательные возможности появились у детей благодаря новому оборудованию в УО «Приморская» ЦДТ.
«Мы можем посмотреть, как устроены глаза, лапки насекомых, например, в чем их отличие. Это не надо объяснять «на пальцах», – рассказала Татьяна Владимировна. – Дети сами кладут насекомое под микроскоп и видят, чем отличаются чешуйки той же бабочки от пчелы. Ребята часто удивленно восклицают: «Ой, какие глазки, ротик!» При этом они узнают, почему насекомому необходимо иметь именно такие лапки с крючочками. Детям постарше легче заниматься: они в школе видели микроскоп, что-то знают и умеют. Младшим трудно настроить свет, сделать тонкий срез, например».
На занятиях, где я присутствовала, дети изучали клетки корешков пекинской капусты. Сделали срез, окрасили, увидели, как они выгладят, узнали, почему они такие. В колбах с оранжевым и голубым растворами стояли листья этой капусты, окрашенные в соответствующие цвета. Клетки корешков доставили в листья именно такую воду!
«То, что мы сегодня изучали, – это настоящее чудо для меня! Как окрашиваются листья капусты, я никогда не знал! – делится впечатлением третьеклассник Алеша Зубрицкий. «Я всегда интересовался бактериями, растениями, микроскопами, мечтал с ними заниматься, – говорит Максим Феофанов, ученик пятого класса.– У нас в школе есть микроскопы, но мы с ними редко работаем».
У ребят много интересного впереди – и большие проекты, и фестиваля, и конкурсы, и экскурсии в Институт цитологии и генетики, где работает Татьяна Владимировна. Там через электронный микроскоп можно увидеть и вирусы, и бактерии! А пока ребята могут фотографировать клетки, увиденные в микроскопе, и рассмотреть их вместе на мониторе компьютера, а с помощью видеокамеры наблюдать за развитием живых организмов. В гидропонных установках дети проращивают семена огурцов, редиса и других растений.
Впервые микроскоп в России появился по указу Петра I. Ломоносов первый в стране стал использовать его в научных исследованиях. Детям XXI века он доступен «на дому». Удивительный мир растений и живых организмов ждет юных исследователей в ЦДТ на ул. Приморская, 3. Пожелаем им успехов в этих увлекательных занятиях!
Т. Саранчукова