Пуантилизм. Pointillisme (франц.) – буквально точечность. Point-точка. Стилистическое направление – неоимпрессионизм, который изобрели «заскучавшие» художники, точнее, Жорж Сёра создал этот творческий метод во Франции около 1885года.
Не могу сказать, что мы с ребятами в студии «Времена года» заскучали. Просто стало интересно, как мастера пишут в такой своеобразной технике. Дети пока могут рисовать только плоскостные картинки, поэтому у них возник вопрос: как создаются сложные многоцветно-большие картины: пейзажи, натюрморты, портреты, станковые композиции? Как пишут картины взрослые художники?
Начинать обучение лучше с пейзажа, особенность которого в наличии планов: передний, средний, дальний. Это самый простой вариант. И в соответствии с планами есть перспектива: линейная и воздушно-пространственная. На примере городского пейзажа хорошо изучать линейную перспективу.
Для освоения нашей темы удобнее было взять изображение природы – деревья, реки, горы. Ребят заинтересовал «пуантилизм». За основу взяли простой пейзаж с воздушно-пространственной перспективой. Суть в том, что всё, что далеко – маленькое, и цветовая насыщенность слабая. Средний план – всё среднее, ближний план или передний – всё большое и насыщенное по цвету.
Сложно разобраться в перспективе, поэтому решили начать с копирования картин известных художников. В нашей студии мы изучаем картины художников: Джорджа Сёра, Поля Синьяка, Шарля Анграна, Камиля Писарро, Максимилиана Люса и других неоимпрессионистов. Дети выбрали и сюжет, и композицию. Они выезжали на пленэр.
Сначала сделали рисунок и прошли первый слой точками (он же нижний). Кисть использовали круглую. Точки получились все одинаковые. Последующие слои писали локальным цветом, потом проходили ещё раз, находя новые оттенки, чтобы они не выпадали из плоскости, усложняли работу. Точки ставили на некотором расстоянии друг от друга, чтобы краска не смешивалась и не растекалась при нанесении гуаши. Потом при рассматривании картины появился эффект визуального смешивания цветов – сложной, разнооттеночной живописи.
По завершению работы сделали обводку в соответствии с цветом фрагментов и с перспективой, добавили детали. Таким образом начинающие художники научились писать сложно, многоцветно. Первый опыт пуантилизма получен!
Хочется отметить, что благодаря использованию этого стиля у детей развиваются: память, воображение, мышление, внимание. А главное, ребята начинают понимать, как писать сложный, вибрирующий цвет!
М. Г. Романовская, руководитель изостудии «Времена года»