С художником из Академгородка Андреем Михайловичем Манушиным я неожиданно познакомилась на его персональной выставке «Когда деревья были большими» в ДУ СО РАН. Мы пришли туда с ребятами изостудии «Колокольчик», руководителем которой я являюсь. Конечно, я сразу поспешила представить художника детям и попросила немного рассказать об экспозиции. На выставке было представлено большое количество пейзажей – это любимый жанр А. М. Манушина. Экспозиция была насыщена видами Академгородка не только 1960-х годов, но и настоящего времени. Работы понравились все без исключения. Детям было чрезвычайно интересно рассматривать на живописных полотнах знакомые места, свои дворы, места, по которым они ходят каждый день. Особенно ими был отмечен зимний пейзаж в ботаническом саду. И неудивительно! Солнце буквально искрилось меж разлапистых елей. И, несмотря на время года, картина грела сердца юных зрителей. Мы увидели и ретро-технику, коллекционированию которой Андрей Михайлович посвятил часть своей жизни, и живописные замшелые пни, и даже лапти.
Чуть позже я напросилась в мастерскую Андрея Михайловича, чтобы взять у него интервью, на что художник с удовольствием согласился. Он встретил меня на вахте ИЯФ, где уже очень много лет работает художником-оформителем. Ещё стоя на пороге мастерской, я не могла не заметить антикварный буфет. Андрей Михайлович показал мне и старинный шифоньер. Его пытался купить один настойчивый иностранец, но Манушин, который сам коллекционирует ретро-экспонаты, наотрез отказал.
На стене я заметила необычный рюкзак. Андрей Михайлович рассказал, что это его работа и, можно сказать, семейная реликвия. Он сшит из кожаных кусочков вещей, доставшихся ему от родственников. Таких особенных экспонатов в мастерской оказалось немало. Будучи совсем небольшой, она удивительным образом вместила в себя признаки настоящего и глубокого прошлого. Чего стоят кусочки цветного стекла, которые остались от знаменитого витража в главном корпусе НГУ. Этот витраж и сейчас является визитной карточкой нашего университета.
Я спросила, как отец Манушина, тоже художник, повлиял на выбор профессии сына. Андрей Михайлович ответил, что рисовал-то он всегда, но еще в молодости также увлекался мототехникой и брейкдансом. И вот отец, глядя на увлечения сына, сказал, что он должен стать художником, и тогда все двери перед ним будут открыты. Андрей советом отца не пренебрёг и поступил в художественное училище. Долго он работал в своей мастерской, писал картины, а в 2015 году решил выбраться на свежий воздух, которого, как известно, в Академгородке в избытке. Среди зевак, наблюдавших за работой художника, оказалась молодая женщина, гулявшая со своей семьей. Она проявила интерес к тому, как именно Андрей Михайлович кладет краски на полотно, какие цвета берет и заявила, что очень хочет у него учиться. Тогда художник впервые собрал у себя в мастерской учеников, точнее учениц, а ещё точнее Ирин, потому что всех четверых звали Ирина. Правда, одна носила имя Ираида. Ираида Афанасьевна оказалась самой «живучей ученицей» из этой четвёрки, она до сих пор посещает уроки мастера.
С тех самых пор, как Андрей Михайлович открыл двери мастерской для учеников, их нескончаемый поток торопится приобщиться к искусству живописи. И многие делают успехи. Манушин очень гордится этим и ласково называет своих учеников «мои дети». Но сам признается, что очень требователен к дисциплине, и коллеги считают его «деспотом и тираном». У Андрея Михайловича есть жизненно кредо – это слова Иоганна Гёте: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой!». Манушин считает, что художник должен быть стойким, выносливым, невзирая на плохое настроение, и уметь преодолевать свою лень, которую называет причиной неудач.
Я поинтересовалась у Андрея Михайловича, смог бы он жить где-нибудь еще. На это он дал категоричный ответ: «Нет. Я связан с Академгородком незримой пуповиной. Здесь все, что я люблю, здесь люди, что дороги мне больше всего на свете. Вот только старшая дочь с внуком живет в Санкт-Петербурге, а все остальные здесь, со мной». Он был в разных местах, в разных странах, его работы охотно покупают за границей, но душой и сердцем он всегда остается в Академгородке. Я возвращалась домой с легким сердцем. Приятно осознавать, что есть еще художники, которых не волнует, за сколько можно продать ту или иную картину. Они не изменяют своему призванию – умению видеть в жизни главное и неизменно прекрасное.
Ю. С. Середнякова, ПДО ЦДТ