11 марта в учебном отделении «Ровесник» состоялась встреча родителей с новой программой «Сторителлинг – стратегия притяжения». Идея мероприятия принадлежит педагогу дополнительного образования О. В. Ковецкой, идею поддержали: 20 родителей, 20 учащихся, трое их братьев и сестер, коллектив педагогов УО «Ровесник» во главе с заведующим учебным отделением Е. О. Черновой.
Суббота, вечер. Подготовка к открытому занятию завершена. В голове один вопрос: «Смогут ли родители прийти на эту встречу?». В детях не сомневаюсь – придут.
За 20 минут до начала стали собираться гости – родители и мои замечательные ученики. Волнуюсь, справятся ли они с заданиями, не испугаются ли выступать перед публикой, ведь прошло всего 1,5 месяца с начала наших занятий! Но понимание того, что пора начинать выводить ребят из замкнутого пространства кабинета на публику и что родители – это самая лояльная аудитория, заставляют меня откинуть все сомнения и довериться детям.
Главная моя цель похожа на айсберг: наверху – познакомить родителей с образовательной программой, но главное под «водой» – «открыть» для родителей их собственных детей, удивить, сблизить, дать понять, что с ребятами можно разговаривать на разные темы. Забегая вперед, скажу, что удивить и «открыть» удалось, а остальное – дело времени.
Занятие проходило, как всегда, с соблюдением всех частей: упражнение на подготовку мышечного речевого аппарата к говорению, отработка гласных и согласных, скороговорки и трудноговорки.
Далее к участию в игре-соревновании мы пригласили родителей. Суть игры: дети написали родителям 10 слов на запоминание и проговаривание их в той последовательности, в которой они записаны, родители в свою очередь написали 16 слов для ребят (больше, потому что дети уже знают «секрет» запоминания). Игра прошла весело, и родители, и дети блестяще справились с заданием. Все были Молодцы!
Мы приближались к самым важным частям занятия. Сердце мое учащенно стучало: «справятся ли…». Притчу «О моркови, яйце и кофе» и родители, и дети слушали, затаив дыхание, потому что интересно и потому что надо ее закончить и порассуждать, а притча – это всегда поучительная философия жизни. Много версий было выдано ребятами, они также попросили родителей подключиться к обсуждению. Очень радостно слушать ответы и видеть огонь в глазах детей и родителей, чувствовать энергию притяжения между ними. На мгновение мелькнула мысль: «Было бы хорошо, если бы родители уловили и запомнили эту форму общения с детьми и, возможно, вместе бы обсуждали серьезные темы прочитанного или просмотренного…».
Вы спросите, почему нет информации о Борисе Михайловиче Кустодиеве и Джанни Родари, а вот как раз мы и добрались. Самая интересная и самая волнующая меня часть занятия на предмет «справятся ли…».
В связи с тем, что в открытом занятии принимали участие ребята 4 – 6 классов, мне необходимо было дать им задания с учетом их возрастных особенностей. Поэтому четвероклассникам в помощь были даны картины Б. Кустодиева, а остальным –«Бином фантазии» Дж.Родари.
Четвероклассники были разделены на 2 группы (важно, что детей в группы не отбирала, они сами, не зная заданий, выбрали группу). Одни получили распечатки профессионально составленного текста описания картины Б. Кустодиева «Купчиха за чаем», их роль - «экскурсоводы». Ребята должны были подготовиться к устному описанию картины без чтения розданных текстов.
Сложное задание было у четвероклассников в другой группе: им необходимо было рассмотреть картину Б. Кустодиева «Купчиха за чаем» и рассказать, что они на ней видят. У одного мальчика картина вызвала смех, потому, что «купчиха пила из тарелки… ». Мы ему рассказали о традиции чаепития на Руси.
Далее необходимо было рассказать, какие впечатления вызывает картина. Столкнулись с тем, что есть ребята, не понимающие слово «впечатление». Я была восхищена тем, как уважительно один из участников группы объяснил это слово своему товарищу.
И самый сложный вопрос: сравнить 2 картины Б. Кустодиева: «Купчиха за чаем» и «Масленица». И ответить на вопрос: один художник написал эти работы или разные? Свой ответ нужно было объяснить. Дети справились блестяще с заданием, хотя в группе были те, кто считал, что картины написаны разными художниками.
Завершали данное задание с картинами Б. Кустодиева «экскурсоводы», как пример грамотного описания картин, ну и как процесс расширения словарного запаса и навыка быстрого запоминания.
«Почему Б. Кустодиев?» – можете спросить вы. Вопрос совершенно справедлив. Во-первых, это один из моих любимых художников. Во-вторых, его работы жизнерадостные, очень «теплые», и самое главное, эти картины являются примерами великой любви к русской природе и ее традициям, уважения художника к зрителям, его человеческой стойкости, ведь писал он их в годы революции, будучи прикованным к инвалидной коляске. Яркий пример того, как человек, несмотря ни на что, остается человеком.
Остальные ребята работали по «заданию» Дж. Родари, сочиняли истории (сторителлинг), навеянные двумя словами, которые они выбрали из нескольких вариантов. Но эти истории должны были сочиняться по «рыбе» сторителлинга с четкими соблюдениями всех пунктов. Далее их представили публике (родителям). Истории получились интересными, а некоторые даже поучительными. Каждое выступление заканчивалось аплодисментами, что было одинаково приятно и мне, и ребятам.
В конце мероприятия я попросила ребят озвучить главную идею, проходившую «красной нитью» через все части занятия. Ребята высказали различные варианты и в конечном итоге определили ее. Суть идеи в том, что каждое утро мы выбираем себе настроение, как одежду! Будьте позитивны и несите это состояние окружающим, ведь оптимизм всегда будет в моде!
Открытое занятие показало мне и, думаю, ребятам, наши сильные и слабые стороны. Нам есть над чем работать. Но первое притяжение состоялось, нам всем было уютно и интересно друг с другом, а значит, мы идем в правильном направлении. Спасибо всем!
О. В. Ковецкая, ПДО УО «Ровесник»