Профессиональный конкурс ЦДТ набирает обороты. Стартовали мы с мастер-классов по изготовлению календаря, учились управлять своими эмоциями, импровизировали на блок-флейте и гуслях, выполняли упражнения с фитнес-резинками, расписывали пряники, плели корзинки… Пришла пора привести в норму свои речь и дикцию. Такую прекрасную возможность предоставила нам педагог дополнительного образования, руководитель театральной студии «Праздник» Лариса Александровна Брусенцева. 15 марта она провела мастер-класс по сценической речи «Дикционный тренинг».
Как в настоящем театре, здесь всё соответствовало моменту: аншлаг (участники, жюри и даже зрители), букет цветов Мастеру, яркая буклет-программка и даже театральный буфет с чаем и пирожками.
Поскольку всё наше тело участвует в голосообразовании, большое внимание уделили разминке основных групп мышц и суставов. Затем работали с мышцами лица, губами и языком. Почти все упражнения носили образный характер: участники изображали отбойный молоток, утиные губы, скрепочку, растущий бамбук. Было весело и информативно.
После артикуляционной гимнастики приступили к скороговоркам. Эти малые образные разговорные формы – настоящее сокровище народной (и авторской) мудрости и смекалки. Короткая, синтаксически правильная фраза с искусственно усложнённой артикуляцией содержит близкие по звучанию, но различные фонемы, аллитерации и рифмы, а зачастую и пословицу. Издавна скороговорки служили развлечением на праздниках и игровым упражнением для формирования чёткой дикции.
Вспомнили и про быка-тупогуба, и про тетерева с тетеревятами, и про Варвару с её вареньем…Изо всех сил убирали дрова со травы двора. Некоторые скороговорки даже инсценировали в костюмах и декорациях.
По отзывам участников, многое из предложенного Ларисой Александровной они будут применять на своих занятиях, адаптировав упражнения под содержание предмета: у детей-вокалистов, например, часто вялые губы, и это большая проблема (Т. М. Иванова); особенно ценны скороговорки в сопровождении спортивного инвентаря – мяча, обруча, скакалки (В. В. Харьковская); впервые была на Ветлужской, всё очень познавательно (М. М. Новикова); буду использовать тренинг для лица и губ в подготовке с учащимися дефиле – красивая открытая улыбка – залог успеха выступления (Г. А. Першуткина); педагогам и администраторам важно говорить чётко, грамотно и красиво! (К. А. Гришаева, С. И. Малюкова); высоко оценила представленную «кухню»-процесс становления артиста, предложив приглашать родителей не только на готовые спектакли, но и на подобные занятия И. Г. Андрусевич.
Все отметили заряд бодрости, эмоциональный подъём и поблагодарили Ларису Александровну за энергичное начало дня.
И. Аганичева, методист ЦДТ