МБУДО «ЦДТ Советского района»

г. Новосибирск

 ул. Академическая 28

тел.: (383) 330-88-44

Михайлов день-2019

 

   19 ноября Академгородок в очередной раз отпраздновал Михайлов день. Этот праздник, как второй день науки, появился много лет назад. Для школьников Советского района в этот день проводится специальная научно-познавательная программа.

   Сначала представители образовательных организаций собрались на митинг у памятника Михаилу Алексеевичу Лаврентьеву, после которого состоялось возложение цветов. Затем учащиеся отправились в лицей №130, который носит имя М. А. Лаврентьева. Именно там было решено в этот раз провести районный праздник для школьников.

   В лицее ребятам для ознакомления с этим учебным заведением предложили принять участие в квесте, а затем пригласили в актовый зал на праздничную программу. После знакомства с биографиями двух великих русских ученых Михаила Васильевича Ломоносова и Михаила Алексеевича Лаврентьева, родившихся в один день и историей праздника «Михайлов день», команды учащихся пятых классов школ района ответили на вопросы викторины, подготовленной сотрудниками Центра детского творчества.

   Давайте посмотрим, насколько хорошо наши дети знают историю своей малой родины. К первым пяти вопросам были даны три варианта ответа:

   1.В каком году было принято решение о создании СО АН СССР? - Из 12 команд правильный ответ: 1957 год – дали 7 команд;

   2.Как до приезда ученых называлась Золотая Долина? Правильный ответ: Волчий лог – дали 4 команды;

   3.Как первоначально назывался Проспект Лаврентьева? Правильный ответ: улица Институтская, а большинство команд выбрали ответ: «Проспект Академиков»;

   4.Какому институту первому было построено здание? Большинство команд дали правильный ответ: Институту Гидродинамики;

   5.Какая улица Академгородка ни разу не меняла своего названия? Почти все команды ответили правильно: Проспект Строителей. На следующие вопросы подсказок уже не было, и здесь разница в подготовке и знаниях стала особенно заметна.

   6.В литературе о Сибирском отделении часто встречается выражение «отцы-основатели». Понятно, что один из них – М. А. Лаврентьев. Напишите фамилии двух других. Правильный ответ: Сергей Львович Соболев и Сергей Алексеевич Христианович. Лишь 5 команд ответили на этот вопрос, а остальные написали фамилии разных ученых, вплоть до Ломоносова;

   7.Однажды журналист написал о Михаиле Алексеевиче Лаврентьеве: «Для математика – он математик, для физика – физик…» Напишите третью науку, которой занимался академик Лаврентьев на уровне ведущих мировых специалистов. Большинство команд ответили правильно: механика;

   8.Эту детскую организацию Лаврентьев очень любил и принимал активное участие в ее создании и дальнейшей работе. Он с удовольствием показывал ее лаборатории и работы школьников гостям научного центра. О какой организации идет речь? Правильный ответ: Клуб юных техников. Не учтя, что в вопросе было слово «детская», многие команды дали разнообразные ответы, даже НГУ;

   9.Когда в одном из институтов Академгородка удалось получить плазму с наивысшей на тот момент температурой, известный журналист написал: «Если над нашей планетой удастся зажечь второе солнце – это сделают ученые Академгородка». В каком институте удалось получить столь высокую температуру? Большинство команд ответили правильно: Институт ядерной физики;

  10.На здании какого института в Академгородке больше всего мемориальных досок, посвященных выдающимся ученым, работавшим в этом здании? И хотя многие участники викторины бывали в Музее геологии и видели фасад здания, где он расположен, все-таки правильно ответили только две команды: Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука. (Институт геологии). В следующей группе вопросов было необходимо назвать объект, изображенный на фотографии.

   11.Фотография ветки кедровой сосны с шишкой. Вопрос: жители Академгородка называют это растение кедром. Однако с научной точки зрения это неправильно. Как оно называется? В ответах были и ель сибирская, и пихта, но большинство команд ответили правильно: кедровая сосна или сибирский кедр;

   12.Фотография ДК Академия. Вопрос: как называлось учреждение культуры, расположенное в этом здании, когда его построили? Правильно ответила только одна команда: кинотеатр «Москва». Остальные варианты: Академия, театр, ДК и даже кафе «Интеграл»;

   13. Фотография Красного стула. Вопрос: на пересечении каких улиц находится этот объект? Большинство команд назвали: Морской проспект и Жемчужная. Правильный ответ: Морского проспекта и улицы академика Мальцева. Среди ответов были и невероятные. Например, Красного проспекта и Пирогова, улиц Жемчужной и Ильича;

   14.Фотография Ботанического сада. Вопрос: у этого института Академгородка самое большое количество изучаемых объектов. Некоторые из них можно есть, некоторые собирать, а некоторыми только любоваться. Ответ: ЦСБС или Ботанический сад. Многие команды написали: Институт ботаники или биологии;

   15.Замечательный сюжет из фильма «Расписание на послезавтра», в котором выясняют обстоятельства взрыва, произошедшего в школьной лаборатории. Вопрос: в каком учебном заведении Академгородка скорее всего могла произойти такая сцена? И опять слово «учебное» остается без внимания и большинство команд отвечают: Институт ядерной физики, а правильный ответ: в первой в мире физико-математической школе, открытой в январе 1963 года в Академгородке – дала только одна команда. Последние пять вопросов были необычными, так как вопрос сопровождался не фотографией, а звуками.

   16.Звук, который вы сейчас услышите, напомнит вам об одном из детских клубов Академгородка, первым почетным президентом которого был М. А. Лаврентьев. Звуки тренировки в фехтовальном клубе «Виктория» многим командам напомнили какие-то иные звуки и в ответах были написаны: клуб юных техников и даже юных механиков;

   17.После вопроса о народном символе Академгородка ребятам была предложена запись звуков, издаваемых белкой. Лишь 5 команд ответили правильно. В остальных ответах были дельфины, соболи, утки, сова, мышь и даже лягушка;

   18. После вопроса об одном из любимых мест отдыха жителей Новосибирска, расположенном в Советском районе, была предложена запись шума волн, набегающих на берег. По сути, все команды ответили правильно, назвав различные пляжи нашего района или написав: Обское море или Обское водохранилище, хотя на географических картах оно все-таки называется Новосибирским водохранилищем;

   19. Все команды ответили правильно, услышав цокот копыт, что запись сделана в конном клубе, правда название этого клуба каждая дала свое;

20.Последний вопрос был связан с биографией М. В. Ломоносова. Когда Ломоносов решил отправиться вопреки воле отца в Москву, чтобы получить образование, он не знал дороги, и дорожных указателей в то время не было. Звук, который вы услышите, подскажет, каким образом он добрался до Москвы. Далее предлагался звук полозьев саней, едущих по снегу. Правильный ответ: с рыбным обозом – дали лишь несколько команд.

   Пока подсчитывались баллы, набранные командами, и подписывались дипломы, ребята с удовольствием посмотрели фильм «Сказки научного леса».

   Больше всего баллов набрала команда «Гимназии №3 в Академгородке». Второе место заняла команда школы №102, третье – команда школы №165. Конечно, уровень знаний наших детей не очень порадовал. Даже не слишком сложные вопросы зачастую были для них трудны. Это говорит о том, что посещение музеев, пешеходные экскурсии и просто показ мини-презентаций об интересных местах Советского района помог бы им узнать больше и полюбить свою малую родину.

 Т. Е. Квецинская, руководитель комплексного Краеведческого музея ЦДТ Советского района, к.и.н.

Дата последнего обновления страницы 10.10.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения