МБУДО «ЦДТ Советского района»

г. Новосибирск

 ул. Академическая 28

тел.: (383) 330-88-44

Куклы на все времена

 

В настоящее время, воспитание рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, ориентированная на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения. Процесс воспитания долговременный, непрерывный, на него влияет среда: семья, образовательные учреждения, средства массовой информации и многое другое. Поэтому важно решить, как в условиях дополнительного образования можно эффективно организовать педагогическую деятельность по формированию традиционных ценностей.

   Педагогическая наука постоянно обращается к мудрости народной педагогической мысли, ведь там веками накоплен богатейший опыт воспитания. А в современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной проблема сохранения национального самосознания, осознания принадлежности к своим корням, воспитания духовной личности. Народная педагогика выражает представление народа о воспитании и обучении юного поколения. Главное, что хотели привить молодому поколению, больше относится к сфере нравственности – воспитать в духе любви к труду, уважения к старшим. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, – писал К.Д. Ушинский, – имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых наилучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков».

   Народная педагогика тесно связана с такими науками, как этнография, языкознание, история и философия. Эти науки активно развиваются, обогащая друг друга. Открываются новые факты, смыслы, доносятся драгоценные крупицы народной культуры в новом свете. Многовековой опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта – это нравственные ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее духовную особенность. Пришло время осознать, понять, что мы носители русской культуры и нам возрождать ее.

   Мы в своей работе с детьми остановились на таком явлении как кукла. Кукла – знак человека, его игровой образ-символ. Она показывает историю культуры, историю народа, отражая их движение и развитие. Кукла – способ познания жизни, сама жизнь. Она была оберегом, участвовала в обрядах, праздниках, в нее играли дети. В России тряпичная народная кукла переживает подлинное возрождение. Она стала средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Это материальное воплощение вдохновения, проявления творчества, фантазии и мастерства.

   Традиционная народная тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами в практической работе с детьми. Это великолепный образец не столько занятий по творчеству, сколько пример передачи традиционных ценностей, указание ориентиров жизненного пути. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и нести дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

   Издавна игра в куклы помогала ребенку познавать мир и самого себя, учиться вести хозяйство, обрести образ семьи и рода. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Это были первые учителя и врачеватели для детей. Воспитание через посредников и игру, а еще и вплетенное в повседневную жизнь – это и есть пример самостоятельной, эмоционально-насыщенной деятельности ребенка. Это и есть настоящая игра, которая стремительно уходит от современных детей.

   Во время игры так естественно передаются секреты счастливой жизни: храни мир в доме, учись прощать и мириться, не бойся и не ленись учиться; у хорошо образованной, умной, воспитанной жены – умные, воспитанные дети. У таких детей большое будущее и хорошие семьи.

   Традиционно считается, что создание кукол – это занятие для деток. Однако, это лишь стереотипное мнение. Изготовление взрослыми исцеляющей куклы является очень сильным терапевтическим и коррекционным инструментом. Наши предки могли оказывать влияние на психику человека, исцелять себя самостоятельно. Практически все обряды, ритуалы, обычаи и традиции, которые совершали наши предки, были направлены на очищение от ненужного прошлого и помогали впустить в свою жизнь нечто новое, лучшее.

   В наше время народную куклу используют в таком направлении психологии, как арт-терапия. Действительно, процесс создания куклы – это в первую очередь исцеляющий процесс, направленный на поиск внутренних ресурсов, на повышение самоценности. Делаешь-ладишь куклу – ладишь себя, свой внутренний мир.

   Учитывая всю сложность процесса воспитания, мы решили разработать занятия и мастер-классы, как для детей, так и для взрослых. Важно сформировать среду, которая сможет воспитывать, а значить быть живой. Это живое сотворчество, которое возможно только при условии согласованных действий всех участников процесса, их коммуникативной компетентности и определённой эмоциональной зрелости.

   В условиях дополнительного образования возможно формирование традиционных ценностей для детей, начиная с дошкольного возраста через создание воспитывающей среды, приобщение всех участников педагогического процесса к национальной культуре. Для этого важно опираться на потребности и интересы как педагогов и родителей, так и детей.

   Мы начали с мастер-классов для педагогов и родителей, которые с благодарностью погрузились в творческую атмосферу понимания сути и изготовления народных кукол. Рассматривая старые куклы, мы заметили, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для русской народной культуры. В изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во всём усматривается определённый смысл.

   Педагоги отмечали, что они получили непередаваемые ощущения спокойствия и удовлетворения, положительные эмоции, открыли для себя мудрость предков, поработали со своими трудностями. Создание атмосферы совместного проживания, приводит к доверию друг к другу, помогает в определении общего стиля поведения с детьми, способствует осознанию своей значимости и дает возможность почувствовать уникальность и силу своего народа.

   Приобщение детей к традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения начинается в семье. Поэтому на мастер-классах для родителей мы делали акцент на оказание психолого-педагогической помощи в воспитании детей. Мы часто сталкиваемся с тем, что детско-родительские отношения конфликтны. Это связано с низким уровнем осознанности родителей и особенностями современных детей, которые растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. В связи с этим специалисты называют следующие особенности современных детей: чувствительность, эмоциональность, возбудимость, гиперактивность, тревожность, агрессивность, многие имеют задержку психического и речевого развития. «Экранные дети» хорошо информированы, но это не ведет к развитию речи мышления. Речь с экрана остаётся малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится своей. Кроме того, специалисты отмечают отсутствие заинтересованности делом, снижение фантазии и творческой активности детей.

   Занятия по погружению в народную культуру для детей учитывают их потребности в безопасности, активной деятельности. Мы создаём радостную среду, используя яркость образов, юмор потешек, народные игры, хороводы, изготовление кукол, чтение сказок. В результате уходит тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости. Жизнеутверждающий, радостный настрой народной культуры дает ребенку базовое доверие к миру, желание жить, наполненность радостью.

   Сохраняя достояние народной культуры, мы устанавливаем духовную связь с традициями и творческим опытом прошлых поколений. Это становится ресурсом и опорой для нас, современников.

В. В. Харьковская, руководитель ДО "Школа Мудрой Совы"

Дата последнего обновления страницы 10.10.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения