МБУДО «ЦДТ Советского района»

г. Новосибирск

 ул. Академическая 28

тел.: (383) 330-88-44

Как оживить робота и не спалить моторы?

 

В детском объединении «Робототехника» ЦДТ при школе №119 прошел мастер-класс «Программирование роботов» для воспитанников и родителей. По выходным здесь собираются дети из разных школ и детских садов Советского района, чтобы смастерить робота, машину, механизм, а может просто пообщаться или поиграть с друзьями.

   В учебном классе на каждом столе – компьютеры, ноутбуки, роботы-коробочки на двух ножках с датчиками-глазами. Роботы подсоединены к компьютерам. «Будем учить наших роботов делать простейшие движения», – уверенно объявляет педагог Сергей Валерьевич Малков, показывая алгоритм действий на экране. Папы и мамы внимательно его слушают, а дети уже пытаются что-то делать. У каждого на экране программа, с которой сегодня предстоит научиться работать нашим пользователям.

   Движения простые, но первый шаг не всем удается сделать уверенно: у кого-то нога подворачивается не в ту сторону, у кого-то ноги застряли в крайнем положении… По алгоритму необходимо сначала выровнять нижние конечности робота, выставив и зафиксировав их в исходном состоянии. Затем необходимо запрограммировать действия, которые предполагают его создатели: какой ногой робот будет двигать и куда – прямо-назад, влево-вправо, вверх или вниз, и как будут двигаться его ступни. Вот робот стоит на одной ноге. Он может потрясти ею или встать на цыпочки, даже потанцевать с разной скоростью или походить «лунной походкой», как Майкл Джексон. С помощью датчиков он определяет расстояния, куда двигаться дальше и какие команды исполнять.

   Ребята из младшей группы (1-3 класс) увлеченно наблюдают за движением своих «подопечных», загрузив в роботов созданные наспех программы, и когда всё происходит не по заданному сценарию, стараются устранить ошибки. Вот робота заклинило – он не возвращается в заданное положение. Это значит, ошибка будет накапливаться, что в конце концов приведет к плачевному финалу – поломке или остановке механизма. В этом случае надо все начинать сначала: провести дополнительную калибровку или разобраться с внутренними соединениями.

   Первоклассник Илья управляется с модифицированной моделью робота, который имеет руки, а это значит – дополнительные два мотора, что позволяет запрограммировать не только шаги, но и движения верхних конечностей. Его робот убедительно машет руками и почти не путается в ногах. Илья – ученик «со стажем»: он занимается робототехникой уже два года и за это время смог успешно поучаствовать в городских соревнованиях, стать их призёром. И сегодняшний мастер-класс не вызвал у мальчика особенных трудностей.

   «Как показал опыт, очень хорошо, когда ребята начинают заниматься лет с 5-6, – сказала педагог Н.В. Белецкая. – Например, Семён пришёл к нам в 6 лет, а сейчас он учится во втором классе и успешно участвует практически во всех соревнованиях. Своего робота мальчик собирал сам. Конечно не без ошибок, но зато он теперь представляет, что и как у него должно работать». Ребята постарше рассказали, что уже конструировали здесь и скорпиона, и бронемашину, и много разных механизмов. А ходят они сюда, потому что им нравится техническое творчество, у них в школе такого нет. К следующему учебному году педагоги ЦДТ планируют заняться с ребятами 3D-моделированием и расширенным курсом программирования.

   В какой-то момент происходящее показалось фантастикой. Что будут создавать эти мальчики и девочки лет через десять? Многое зависит от их педагогов, родителей и Мира…

Т. Саранчукова, фото автора

Дата последнего обновления страницы 10.10.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения