МБУДО «ЦДТ Советского района»

г. Новосибирск

 ул. Академическая 28

тел.: (383) 330-88-44

Наставничество - территория взаимодействия

 

2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. В связи с этим в традиционный конкурс ЦДТ «На пути педагогического мастерства» была включена номинация «Педагогическое наставничество» в форме открытой педагогической дискуссии. В этом году впервые лучшим наставникам ЦДТ – Т. М. Ивановой, Н. П. Николаенко и Л. В. Исаковой была вручена стипендия имени Н. А. Вологодской, они и их подопечные стали участниками конкурса.

   Дискуссия – это не дебаты, не диспут, не спор, это беседа, свободный дискурс по теме (проблеме). Чтобы снять волнение участников, мероприятие было решено провести в камерной обстановке, с небольшим количеством приглашённых зрителей и, конечно, жюри. Такие условия были созданы в уютной студии фотошколы «ZooM», где есть возможность затемнения окон для демонстрации фильма и презентации.

   В начале мероприятия продемонстрированы фильм-интервью и презентация по теме дискуссии, методология и ментальная карта. Институт наставничества существует примерно столько же, сколько и профессия педагога. Сегодня много говорят о важности наставника в профессиональном росте. Это подтверждают многочисленные биографии знаменитых художников и деятелей культуры. Разбирая сложные технологии того или иного ремесла, мы приходим к выводу: многие нюансы передавались ученикам в большом секрете, и иметь доверие мастера всегда было огромной ценностью.

   …На слайдах презентации – портреты наших опытных уважаемых наставников. Это педагоги-стажисты, которым доверено растить молодых, «влюблять» их в профессию, помогать преодолевать трудности на профессиональном пути. Кредо наставников: «Я подскажу и помогу, а ты сделай по-своему, и держим курс на успех ВМЕСТЕ!», «Иметь общие эстетические профессиональные вкусы и подходы, смотреть в одну сторону!», «Покажу, научу, передам тебе свой опыт». Далее зрителям было предложено поближе познакомиться с наставляемыми – начинающими и уже имеющими опыт и квалификационные категории педагогами: Альфией Раисовной Черняевой, Дарьей Владимировной Фоминой и Екатериной Владимировной Лагуткиной.

   В ходе дискуссии участники рассуждали о своём пути в профессию, проблемах современного образования и воспитания новых поколений учащихся, благодарили тех, чей опыт и знания помогают им в работе, решали проблемные ситуации в педагогической практике. Прозвучали имена великих педагогов: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, И. А. Моисеев, Б. М. Неменский и другие. А сколько признательных слов сказано было в адрес тех, кто направил в систему образования: родителям, учителям! Вспомнили и тех, кто оставил неприятный след в памяти, – учителей-функционеров. Рассказали о формах, нюансах и результатах работы в своих парах.

   С удивлением зрители узнали, что путь в профессию был извилист и непредсказуем у многих участников дискуссии. Наталья Петровна и Дарья Владимировна, например, считали, что «в педагогику – никогда!». Татьяне Марковне, мечтающей стать учителем английского языка, директор детского дома на выпускном вечере сказал: «А ты пойдёшь в педмузучилище!».

   Рассуждая о дне сегодняшнем, Лада Викторовна мечтает, чтобы Навигатор ДОД совершенствовался, а Н. П. Николаенко хотела бы отменить ЕГЭ в школе. И все считают, что занятия у коллег в соседнем кабинете такие творческие и красивые, а их вид деятельности сложен и трудоёмок.

   По мнению участников, дискуссия удалась! «Нам так важно вести диалог, высказываться о своей работе, благодарить своих учителей. При подготовке к событию почитала литературу, вспомнила ведущих педагогов, это хорошая возможность обновить знания» (Т. М. Иванова). «Отличная и удобная форма – педагогическая дискуссия! Позволила взглянуть на свою работу со стороны, сравнить себя с коллегами. Такие встречи помогают переосмыслить свою деятельность и почерпнуть для себя что-то новое. Конечно, не все участники говорили только по теме, уходили в сторону от вопроса…Поэтому нужно учиться вести дискуссию, говорить кратко и целесообразно» (А. Р. Черняева). «Хочется отметить хороший уровень организации и проведения. Такие мероприятия необходимы для обмена опытом и общения с коллегами в новом для меня формате и в очень дружественной обстановке, за которую благодарим ведущих. Интересна подача материала, этапы дискуссии в разных вариантах: блиц-опрос, обсуждение цитат и высказываний, решение нестандартных ситуаций на занятиях и др. Также у нас была прекрасная возможность поделиться различными точками зрения и опытом взаимодействия» (Д. В. Фомина). «Мероприятие замечательное, интересное, необычное. Хорошо продуманы организационные моменты, структура, содержание, вопросы. В ЦДТ оно прошло впервые, и очень хочется сделать его традиционным с приглашением более широкого круга педагогов» (Т. С. Саранчукова, Е. Б. Никулина, Н. В. Юрасова, Г. А. Першуткина).

   Автор идеи и методической разработки И. Б. Аганичева и организатор-соведущий А. В. Кардаполов вполне удовлетворены результатом: педагоги охотно включились в дискуссию, говорили эмоционально и содержательно. Слушатели тоже проявили активность, поддерживали конкурсантов аплодисментами, шутками, репликами. Царила доброжелательная атмосфера общей заинтересованности и включенности в проблемы.

   Тема наставничества сложна и многогранна, как сама педагогическая деятельность. Мы только приступили к её методологической и практической проработке. Радует, что в нашем Центре есть прекрасные примеры и опыт в этом направлении.

Дата последнего обновления страницы 10.10.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения